Любое удаление зуба является травмирующей процедурой, затрагивающей кость и окружающие ткани. Она одинаково сложна как для пациента, так и для врача. Так есть ли разница в том, как именно это будет сделано? Да, разница есть, и очень существенная, потому что от последствий такой операции будет зависеть общее состояние человека и возможность дальнейшей имплантации.
Еще совсем недавно единственным способом вынужденного избавления от зубов была традиционная процедура удаления, т.е. выламывание зуба вместе с фрагментами кости. Десна во время операции отслаивалась, на кость в проекции корня зуба накладывались щипцы, и зуб вывихивался вместе с костью. На месте удаленного зуба оставалась болезненная лунка, которая заживала очень долго.
Восстановление костной структуры после такого удаления занимало не меньше шести месяцев, а костная ткань неизбежно убывала, осложняя процесс последующей имплантации. Сейчас, когда врачи сталкиваются с последствиями такого травматичного удаления, они почти всегда прибегают к костной пластике, которая бьет и по времени, и по кошельку пациента.
Впрочем, единственным «плюсом» такой травмирующей операции удаления была ее скорость. Это действительно один из самых быстрых способов избавиться от зуба, что, очевидно, было важно в условиях, когда в арсенале врача не было ни подходящего наркоза, ни инструментов, ни обезболивающего. Любопытно, что в клинику до сих пор приходят пациенты, которые уверены, что успешное удаление зуба должно происходить стремительно, иначе либо врач неумелый, либо зуб «сложный».
Современная методика атравматичного удаления зубов подразумевает малоинвазивное вмешательство при помощи специальных хирургических инструментов – периотомов. Именно их хирурги используют вместо щипцов, разделяя зуб на несколько фрагментов и бережно удаляя каждый из них.
Вопреки распространенному мнению о монолитной структуре зубов, их корни соединены с лункой особыми коллагеновыми связками, которые при атравматичном удалении просто отделяются, сохраняя основную структуру кости. А вот в случае с зубом, в котором был удален нерв, возможна обратная ситуация – корень там срастается с костью, так что его приходится фрагментировать и удалять поочередно.
Атравматичное удаление занимает намного больше времени, чем традиционное, но в результате у пациента сохраняются костные стенки лунки зуба, десна практически не повреждается, а костная ткань не уменьшается. Процесс заживления происходит проще и быстрее, так что пациент почти сразу готов приступить к дальнейшему лечению.
Разумеется, даже атравматичное удаление не дает 100% гарантии, что в дальнейшем не потребуется костная пластика или иные процедуры восстановления зубов, но все же при хорошем состоянии ротовой полости, достаточном количестве костной ткани и тщательно проведённом предварительном исследовании, современные врачи буквально творят чудеса. Они, например, могут удалить зуб и поставить туда имплантат за один приём, что имеет важнейшее психологическое значение для пациента.
Эксперты уверены, что благодаря практике атравматичного удаления зубов, в мире уже появился новый тип хирургов. Эти врачи не только умеют удалять зубы, но и прекрасно разбираются в тонкостях имплантации и тех процедурах, которые ей предшествуют. Они понимают, как сохранять костные ткани для последующего протезирования и стараются применять нетравмирующие малоинвазивные методы.
Такие специалисты проходят дополнительное обучение, не ограничиваясь только знаниями, полученными в ВУЗе и своей практикой. Это сложно, но подобных хирургов с каждым годом становится все больше. Их требует сам рынок стоматологических услуг.
Пациенты за последние несколько лет тоже очень изменились, они много читают и знают о новинках стоматологии. Более 70% из них подробно расспрашивают об особенностях предстоящих процедур и возможностях поставить имплантат в день удаления.
Все это делает работу хирурга по-настоящему интересной и конкурентоспособной.